Conjoint-анализ
18.05.2021
Conjoint-анализ (сокращение от слов consider jointly) — опросный метод исследования, который позволяет оптимизировать состав продукта, произвести моделирование текущей рыночной ситуации и спрогнозировать, какую долю рынка займет новый, либо измененный продукт, а также определить оптимальную стоимость продукта / продуктовой линейки, так как он выдает данные для построения кривых спроса и анализа эластичности спроса по цене.
Как это работает
В conjoint-анализе продукт условно раскладывается на набор атрибутов (т.е. характеристик продукта, например, размер упаковки, цвет, масса, цена), а каждый атрибут имеет несколько уровней (так, атрибут «цвет» может иметь уровни «черный», «белый», «красный», и т. д.). Далее на основе заданного плана эксперимента из разных уровней атрибутов формируется набор карточек, представляющих собой различные продукты.

Респонденту предоставляется набор продуктов с разными характеристиками и предлагается оценить, насколько вероятно, что он воспользуется каждым из представленных предложений. Максимальное число продуктов с разными сочетаниями уровней атрибутов равно произведению числа уровней каждого атрибута. При большом количестве уровней и атрибутов всевозможных комбинаций получается слишком много, поэтому используются различные экспериментальные планы, позволяющие оптимизировать количество показываемых респонденту продуктовых карточек.
Как это работает
В conjoint-анализе продукт условно раскладывается на набор атрибутов (т.е. характеристик продукта, например, размер упаковки, цвет, масса, цена), а каждый атрибут имеет несколько уровней (так, атрибут «цвет» может иметь уровни «черный», «белый», «красный», и т. д.). Далее на основе заданного плана эксперимента из разных уровней атрибутов формируется набор карточек, представляющих собой различные продукты.

Респонденту предоставляется набор продуктов с разными характеристиками и предлагается оценить, насколько вероятно, что он воспользуется каждым из представленных предложений. Максимальное число продуктов с разными сочетаниями уровней атрибутов равно произведению числа уровней каждого атрибута. При большом количестве уровней и атрибутов всевозможных комбинаций получается слишком много, поэтому используются различные экспериментальные планы, позволяющие оптимизировать количество показываемых респонденту продуктовых карточек.